Человек — это часть целого, которое мы называем Вселенной.
Альберт Эйнштейн
Задаваясь вопросом существуют ли у красоты человеческого облика свои стандарты или даже законы, не представляется возможным дать на него однозначный ответ, мнение людей расходится кардинально, эта тема актуальна и по сей день. Прежде чем мы попытаемся найти ответ на поставленный вопрос, следует обратиться к истории.
Первое упоминание человека берет свои истоки от пещеры Ласко во Франции до полотен Пабло Пикассо, человек был и остается главной темой изобразительного искусства. Венера Милосская, царица Клеопатра или царь богов Зевс, Джоконда или девушка с жемчужной сережкой - для художника все они прежде всего были образами человека, пропорции которого нашли воплощение и в архитектурных произведениях от архаичных и древнеславянских храмов до новейших сооружений Луиса Салливена . Давайте же углубимся в детали этой области и пропорции.
Законы красоты человека
Начиная с античных времен пропорции человеческого тела волновали умы и находились под пристальным вниманием художников и других деятелей искусства. Художник всегда стремился к тому чтобы изобразить нечто большее, чем просто лицо человека в его повседневности, чем живописные пейзажи. Он не задавался целью передать что-либо, наоборот, он стремился оживить образ, вносил в него бессмертный, исключительный, сакральный смысл.
Живопись древнего Египта создавалась по определенным канонам. Так, лица людей изображались в профиль , а иные части тела — в анфас. Четкий контур приобрела фигура человека. Красный цвет использовался для женщин, черный- для мужчин. Природу же, живописцы изображали весьма схематично. Так же размеренно, как река Нил, степенно и не спеша развивалось египетское искусство. Неизменное следование принятым канонам, относящиеся и художественным, характеризовало философию Древнего Египта. И эта философия ярко воплощена древними скульпторами. Греческое искусство же , наоборот, развивалось очень динамично. По истечению 100 лет после Аполлона, в конце V века до н. э., настает время высшей точки искусства Античной Греции, называемый этапом высокой классики. Заоблачные эталоны классики, духовность, нравственность и физическое совершенство человека имели влияние на скульптуры Поликлета. Он был не только феноменальным скульптором, а также великим теоретиком искусства.
Золотое сечение и понятия красоты тела
Важнейшую роль в искусстве играет пропорция золотого сечения, известная людям с античных времен. Лучшие примеры скульптуры, музыки, живописи, словесности — сохраняют правила золотого сечения. Углубляясь в понятие золотого сечения получается что это пропорция, для получения которой необходимо разделить линию на две части сохраняя условие при котором длинная часть соотносится с короткой в такой же пропорции, как вся линия соотносится с длинной, эта пропорция всегда равняется числу «фи»=1,618.Именно золотое сечение внушает безразмерное чувство покоя и жизненной силы, потому и воспринимается как прекрасное. Леонардо да Винчи и многие другие деятели искусства использовали эти пропорции и соотношения. На данный момент установлено, что вся вселенная подчиняется данному закону красоты. Все живые существа обладают «золотым сечением». Оно является своего рода идеалом, а любые отклонение от него – скорее исключением из правил.
Такое явление как законы красоты наблюдается изучая понятие симметрии. Его можно встретить в многочисленных аспектах человеческих трудов, таких как архитектура и искусство. В переводе с греческого, понятие симметрии означает неизменность и пропорциональность. Ярко выраженное явление в природе, примерами которого можно назвать крылья бабочки или строение лица человека. Однако важным фактом является отсутствие полной или абсолютной симметрии. Вы не встретите в природе идентичные между собой части, совпадающие на сто процентов. В точных науках напротив, понятие достигает высшей точки. Вспоминая формы архитектурных творений, предметов быта, можно сказать что симметрия каноном искусства Древней Греции.
Отвечая на заданный изначально вопрос: «Есть ли у красоты свои законы?» ответом будет, что важнейшие из них это – симметрия и золотое сечение.
Алёна Дойлида